- АНГЕЛОЛОГИЯ
- — паранаука об ангелах и ангельских чинах («ангел» от греч. «вестник»). Культ ангелов являлся верой в духов, ассимилированной к иудейскому, христианскому и исламскому монотеизму. Ангельская иерархия, установленная в трактате Псевдо-Дионисия Ареопагита «Божественные имена», включала три лика, по три чина в каждом. Первый лик — серафимы (представляют Божественную Любовь, изображаются в красных одеждах, со свечами в руках), херувимы (Божественная Мудрость, голубые и желтые одежды, с книгами в руках), престолы (Божественная Справедливость, в судейских одеждах, с атрибутами власти); второй лик — управляют звездами и элементами, держат скипетры и сферы — господства, начала, власти; третий лик — выполняют связь Божественной Воли с человеком — силы, архангелы, ангелы. Авторитет данной классификации ангельского чина был столь велик, что политическая структура бюрократии Византийской империи репродуцировала небесное устройство. Григорий Богослов (IV в.) предлагал иную классификацию: ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, силы, сияния, восхождения, силы разрушения. В «Апостольских установлениях» выделялись следующие: херувимы, серафимы, зоны, воинства, силы, власти, начала, престолы, архангелы, ангелы. Кирилл Иерусалимский называл те же чины, что и Псевдо-Дионисий, но в несколько ином порядке. Структура «триад» в христианской ангелологии формировалась под влиянием неопифагорейской и неоплатонической нумерологии. В средневековой рыцарской культуре иерархия ангелов трансформировалась в классификацию 9 славнейших витязей: три христианина — Артур, Карл Великий, Готфрид Бульонский; три язычника — Гектор, Александр Македонский, Юлий Цезарь; три иудея — Иисус Навин, Давид, Иуда Маккавей. За каждым из разрядов ангелов закреплялись определенные функции: силы выполняют волю Божью, серафимы пламенеют любовью к Богу, херувимы сияют светом Богопознания и т. д. Святой Августин говорил, что каждая вещь в этом мире охраняется ангелом. Различные ангелы выступают покровителями и соответственно символами городов, стран, народов, церковных общин, индивидов. Еще ессеи давали клятву сохранять в тайне имена покровительствующих им ангелов. Ангел-хранитель располагается за правым плечом у каждого человека. Архангел Михаил выступает в роли князя еврейского народа: он, по иудейской мифологии, вел борьбу с «князем» Персии. Вместе с тем Михаил — «архистратиг воинства небесного», антагонист Сатаны, занявший его место в ангельской иерархии после изгнания того из рая. Упоминается также ангел Метатрон как хранитель всего мира. Другие сильнейшие ангелы — Гавриил, Рафаил и Уриил. Ангелы составляют бесчисленные ангельские хоры, воспевающие славу Божию. В иудаизме и исламе откровение Бога может быть возвещаемо только через ангелов: в Коране данную миссию осуществляет Джебраил. Христианское учение — непосредственное Божественное откровение, передающееся без посредничества ангелов. Ангелы занимают промежуточное положение между человеческим миром и Богом — высшим принципом. В них осуществляется таинство сопряжения реальностей Творца и Творения. На ангелов возлагалась функция посланников от Бога к миру и от мира к Богу. В видении патриарха Иакова ангелы не только нисходят по небесной лестнице, но и восходили по ней. Согласно различным мифическим преданиям, ангелы приносят вести из высших сфер, помогают праведникам, наказывают грешников, предсказывают события и т. п. Ангелы есть дух без телесной оболочки. Они изображались подвижными, крылатыми, бесплотными и невесомыми существами. Ангелов уподобляют огню, ветру и особенно свету. Из света состоят одежды ангелов. Вместе с тем коптский монах Пахомий, введший для монахов уставную одежду, скопировал ее с одеяния явившегося ему ангела. Ангелы имеют власть над ветрами. По ряду библейских текстов они огневидны. Ангелология испытывала воздействие стоического учения о всепроникающем и животворящем духовном огне — «огненной пневме». Человек был создан как проекция или эманация ангельского духа. Поэтому духовное возвышение человека понималось как поиск в нем ангельского начала — ангеломорфоз. Ангелология развивалась в форме гностико-платонического учения об зонах. Каждый из ангелов соединен с одной из планет и символизируется ею: Гавриил — Луной, Рафаил — Меркурием и т. д. Образ ангела стал одним из излюбленных символов художественной литературы и изобразительного искусства. Источ.: Дугин А. Г. Бремя ангелов // Конец Света (эсхатология и традиция). М., 1997; Мифологический словарь. М., 1991.
Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС; РИПОЛ классик. В.Л. Телицын, В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов. 2005.